ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ НА ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Потенциал повышения эффективности деятельности организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в условиях ограниченности ресурсов, во многом зависит от объективной и всесторонней оценки их работы. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы исследования методических и практических подходов к оценке эффективности и рациональности использования ресурсного потенциала, которые важны для разных уровней организации системы здравоохранения, включая оказание медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности. Цель исследования заключалась в определении взаимосвязи между показателями оценки качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, за 2019 г. Качество управления ресурсами оценивали с использованием выбранных для исследования 27 показателей по 4 областям управления ресурсами (финансовый/операционный менеджмент, управление закупками, управление имуществом, управление персоналом), предусмотренных методикой Стандарта качества управления ресурсами. По каждому показателю рассчитана балльная оценка с учетом его важности, нормативного критерия оценки значения и коэффициента сложности, общая балльная оценка получена путем их суммирования. Доступность медицинской помощи также рассчитывали с помощью метода балльных оценок на основе 7 показателей, разработанных в результате применения методологии аудита эффективности. Исследования, проведенные на основе данных по 9 городским поликлиникам Москвы, подтвердили наличие корреляционной связи между выбранными показателями качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи. Общая оценка за 2019 г. по выбранным показателям качества управления ресурсами варьировала от 9,62 баллов до 13,92 баллов, доступности – от 5,54 до 11,63 балла, коэффициент корреляции составил 0,612

Ключевые слова:
ресурсы, медицинские организации, доступность медицинской помощи, показатели, балльная оценка, аудит эффективности, СКУР
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Поиск новых способов оценки качества управления ресурсами важен для организаций любой формы собственности и любой отрасли экономики. Но особенно значим этот вопрос для медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов.

Вопросы управления ресурсами в сфере здравоохранения широко обсуждаются в научных публикациях, как в России [1, 2, 3], так и за рубежом [4, 5, 6], так как качество управления в значительной степени влияет на возможности медицинских организаций оказывать качественную и доступную медицинскую помощь.

Качество управления ресурсами оценивают и уполномоченные контрольные органы, которые используют свои подходы и методы для оценки эффективности использования государственных ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения [7]. В зарубежных странах для этого широко используют методологию аудита эффективности [8], которая открывает возможности для оценки деятельности бюджетных учреждений в разных проекциях. Главная задача такой работы – повышение результативности организации путем повышения эффективности использования ресурсов [9, 10].

В Российской Федерации, в том числе в Москве, применяют различные методики оценки эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения, среди которых особое место занимает Стандарт качества управления ресурсами (СКУР) [11]. Он был разработан специально для государственных учреждений Москвы с целью оптимизации расходов медицинских организаций [12]. В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Москвы мониторинг реализации СКУР осуществляется ежеквартально. Это позволяет оценивать текущее состояние каждого из показателей с точки зрения достижения запланированного результата и выявлять слабые места, требующие корректировок в дальнейшем [13].

Оценку доступности медицинской помощи в РФ проводят, в основном, в соответствии с показателями, утвержденными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной год, а в субъектах РФ – согласно аналогичным территориальным программам. При этом набор показателей остается неизменным, а вот целевые значения каждый субъект утверждает самостоятельно с учетом местных особенностей. В Москве целевые значения показателей доступности на 2019 г. утверждены территориальной программой государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве [14].

 

Цель исследования – изучить взаимосвязь между показателями оценки качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи для граждан в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению Москвы за 2019 г.

Условия, материалы и методы. Исследование проводили на базе 9 городских поликлиник различных административных округов города Москвы, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению (условно МО1 – МО 9).

Для оценки качества управления ресурсами использовали 27 показателей, предусмотренных методикой СКУР, по 4 направлениям: финансовый/операционный менеджмент (ФОМ); управление закупками (УЗ); управление имуществом (УИ); управление персоналом (УП).

Оценочные показатели доступности медицинской помощи сформированы с использованием такого элемента методологии аудита эффективности, как метод «Дерево вопросов» [15, 16] и включают 7 показателей, характеризующих различные аспекты доступности. Материалом для расчета показателей доступности послужили данные форм федерального статистического наблюдения (ФСН) № 12,
№ 30 [17, 18] и единой медицинской информационной аналитической системы Москвы (ЕМИАС) за 2019 г. [19].

Для целей исследования на основе метода балльной оценки с использованием данных статистической и бухгалтерской отчетности в разрезе каждой из выбранных медицинских организаций был произведен расчет индивидуальной балльной оценки по каждому показателю с учетом его важности (веса), нормативного критерия оценки и коэффициента сложности оценки. Общую балльную оценку определяли путем суммирования индивидуальных.

Основные методы исследования – такие общенаучные методы, как сравнение, систематизация и обобщения. Обработку данных осуществляли в программе «Microsoft Excel 2010» с использованием категорий математического и статистического анализа.

Анализ и обсуждение результатов исследований. Расчет общей балльной оценки качества управления ресурсами за 2019 г. показал, что разница между максимальной и минимальной величинами этого показателя составляет 4,3 балла – от 13,92 балла у МО 5 до 9,62 балла у МО 4 (табл. 1). По областям управления такая разница варьирует от 0,9 баллов по области управления «ФОМ» (от 3,77 балла у МО 8 до 2,90 балла у МО 7) до 2,72 балла по области «Управление закупками» (от 3,86 балла у МО 7 до 1,14 балла у МО 4).

По медицинским организациям нет единой закономерности в распределении балльных оценок по областям управления. Так, у МО 2 и МО 8 они примерно равны, а у МО 4 оценки составляют от 1,14 балла по области «Управление закупками» до 3,05 баллов по области «Управление персоналом». 

Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях в качестве управления ресурсами среди выбранных медицинских организаций. Более детальное изучение причин, повлиявших на величину балльной оценки в той или иной области управления позволит найти пути решения обнаруженных проблем и принять своевременные управленческие решения для повышения эффективности деятельности медицинской организации в целом, что в итоге будет способствовать организации качественной и доступной медицинской помощи для граждан.

Доступность медицинской помощи, наряду с качеством её оказания, – важнейшая характеристика любой медицинской помощи.  В качестве основных ее критериев для нашего исследования выбраны показатели, характеризующие возможность граждан записаться на прием к врачу и на диагностические обследования в сроки, установленные ТПГГ Москвы, длительность времени ожидания приема врача, в том числе дежурного, а также показатели, демонстрирующие доступность гражданам медицинской помощи в условиях дневного 

стационара.

Величины показателей доступности определяли на основании данных форм федерального статистического наблюдения медицинских организаций (формы №12, №30) и системы ЕМИАС за 2019 г. Для расчета балльной оценки доступности медицинской помощи использовали систему, аналогичную расчету показателей качества управления ресурсами.

Анализ данных о доступности медицинской помощи в разных медицинских организациях показывает значительные различия, особенно по обеспеченности записи к врачу в комфортные сроки по самозаписи и времени ожидания приема дежурного врача, по которым разброс составил от 0,64 баллов у МО 4 до 2,21 баллов у МО 6 и от 0,42 баллов у МО 5 до 1,93 баллов у МО 3 и МО 9 соответственно (табл. 2).

Критерии оценки по обеспечению записи граждан к врачам по самозаписи в комфортные сроки и время ожидания приема врача определены «Московским стандартом поликлиники» [20], которым предусмотрено, что комфортные сроки записи к врачам терапевтам составляют не более 3 дней, к другим врачам первого уровня (ЛОР, офтальмолог, уролог, хирург) – не более 7 дней. Некомфортное время ожидания приема врача по самозаписи составляет более 20 минут, а дежурного врача – свыше 60 минут. 

Сопоставление балльных оценок качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи проводили методом корреляционно-регрессионного анализа. Результаты корреляционно-регрессионного анализа свидетельствуют о том, что доступность медицинской помощи находится в прямой зависимости от качества управления ресурсами (r = 0,612, сила связи по шкале Чеддока – заметная). Это подтверждает наличие взаимосвязи между показателями качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи. Учитывая ее направление, можно сделать заключение, что по мере улучшения качества управления ресурсами доступность медицинской помощи возрастает.

Таким образом, анализ качества управления ресурсами медицинских организаций может способствовать своевременному принятию решений, направленных на улучшение доступности медицинской помощи для граждан. Исследование этих вопросов актуально не только для столичного здравоохранения, но и

для оценки эффективности деятельности региональных медицинских организаций, особенно обслуживающих население, проживающее в сельской местности.

Организация работы медицинских учреждений, находящихся в сельской местности имеет свои особенности с учетом низкой плотности заселенности территорий и удаленностью населенных пунктов [21]. Особо следует выделять проблемы с оказанием медицинской помощи на селе пожилому населению, для которого доступность медицинских услуг крайне важный фактор сохранения здоровья и жизни [22].

Выводы. Анализ показателей оценки качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи выявил наличие заметной прямой корреляционной зависимости между этими признаками, то есть чем лучше качество управления ресурсами, тем выше доступность медицинской помощи. При этом по медицинским организациям разница между максимальной и минимальной общей балльной оценкой качества управления ресурсами составляет 4,3 балла, доступности медицинской помощи – 6,09 баллов. В распределении балльных оценок по областям управления единой закономерности не выявлено. 

Учитывая наличие существенных различий между значениями балльных оценок среди выбранных медицинских организаций, необходимо более детально изучить причины, повлиявшие на их величину в той или иной области управления, в том числе достаточность ресурсов для обеспечения доступности медицинской помощи для населения. Для этого можно применять методические подходы к формированию и оценке показателей качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи, использованные в этом исследовании, что будет способствовать организации качественной и доступной медицинской помощи для граждан.

 

Список литературы

1. Климова Е.В. Методы стратегического управления ресурсами организации здравоохранения // Молодой ученый. 2016. №10. С. 739-743.

2. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения учебное пособие для вузов / Под ред. А.И. Вялкова, Кучеренко В.З., Райзберг Б.А. и др. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. 664 с.

3. Репринцева Е.В. Исследование ресурсного обеспечения медицинского учреждения // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-resursnogo-obespecheniya-meditsinskogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 27.08.2020).

4. Mathur S., Sutton J. Personalized medicine could transform healthcare (Review) // Biomed. Rep. 2017.№ 7. С 3–5.

5. Hofmarcher M.M., Oxley H., Rusticelli E. Improved health system performance through better care coordination // OECD Health Working Papers No. 30. 2007. 86 p. URL: https://dx.doi.org/10.1787.246446201766.

6. Организация первичной помощи в условиях меняющейся Европы / D. S. Kringos, W. G.W. Boerma, A. Hutchinson, et al. URL:https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/389579/building-primary-care-rus.pdf. (дата обращения 25.08.2020).

7. Бударин С.С. Практика проведения аудита эффективности использования государственных средств, направляемых в сферу здравоохранения // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 2. С. 44-50.

8. Бударин С.С. Аудит эффективности в сфере здравоохранения: Опыт национального аудиторского управления Великобритании // Вестник АКСОР. 2017. № 1 (41). С. 156-161.

9. Исаева Н.Ю. Оценка эффективности аудиторских проверок // Аудиторская деятельность. 2014. № 10 (304). С. 33-47.

10. Маслова О.П. Эффективность медицинских услуг на основе ресурсного потенциала: дисс. канд. экон. Наук. Тольятти, 2011. 156 с.

11. О внедрении Стандарта качества управления ресурсами в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 12 сент. 2018 г. № 631. [Электронный ресурс]: // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=188140#0027994897774812344

12. К вопросу оценки качества управления ресурсами / О.В. Андреева, А.А. Саитгареева, С.С. Бударин и др. // Общественное здоровье и здравоохранение. 2015. № 2. С. 50-55.

13. Применение Стандарта качества управления ресурсами в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2018-2020 годах: методические рекомендации / Д.В. Мелик-Гусейнов, С.С. Бударин, О.А. Волкова и др. М: Департамент здравоохранения г. Москвы; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, 2018. 63 с.

14. О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Постановление Правительства Москвы от 27 дек. 2018 г. № 1703. [Электронный ресурс]: // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=190923#01517169326475334.

15. Бударин С.С. Оценка экономичности использования материально-технических ресурсов медицинских организаций // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 4. С. 120-131.

16. Report. NHS financial management and sustainability // National Audit Office. HC 44 SESSION 2019-20 5 FEBRUARY 2020 URL: https://www.nao.org.uk/wp-content/uploads/2020/02/NHS-financial-management-and-sustainability.pdf .

17. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья. Приказ Росстата от 22 нояб. 2019 г. № 679. [Электронный ресурс]: // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_338995/.

18. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья. Приказ Росстата от 30 дек. 2019 г. № 830. [Электронный ресурс]: // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342915/.

19. О порядке составления расписания работы доступных ресурсов медицинских организаций в электронном виде с использованием функциональных возможностей автоматизированной информационной системы города Москвы «Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 мая 2015 г. № 437. [Электронный ресурс]: // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=MLAW&dst=100014&n=165056&req=doc#02414283445667531.

20. Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий «Московский стандарт поликлиники» и критериев оценки устойчивости его внедрения. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 06 апр. 2016 г. № 293 [Электронный ресурс]: // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=172827#014843954600769838.

21. Клейменов М.В. Система сельского медицинского обслуживания: Основные проблемы функционирования // Дискуссия. 2016. № 6 (69). С. 72-76.

22. Козырева П.М., Смирнов А.И. Проблемы медицинского обслуживания в сельской местности // Гуманитарий Юга России. 2018. № 7 (4). С. 33-47.